МБОУ ЯОШ № 5
Г.Ярцево Смоленская область
  • ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ

       Программа преодоления неуспешности в обучении

           В условиях повышения качества образования возрастает ответственность  школы  за  уровень  обучения  и  воспитания   подрастающего поколения.  Преодоление неуспеваемости важнейшая задача практической и теоретической педагогики. Это одна из самых  больных проблем для педагогов, родителей, психологов и самих неуспевающих детей.

           Под неуспеваемостью  понимается несоответствие  подготовки  учащихся  требованиям содержания образования, фиксируемое  по  истечении  какого-либо значительного отрезка процесса обучения - цепочки уроков, посвященных изучению   одной  темы  или  раздела курса, учебной четверти, полугодия, года.

        Отставание — это невыполнение требований (или одного  из  них),  которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка  учебного процесса, который служит временной рампой для определения  успеваемости. Слово «отставание» обозначает и процесс накапливания   невыполнении требований, и каждый отдельный случай такого невыполнения,  т.  е.  один  из моментов этого процесса.

        Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. В неуспеваемости как продукте синтезированы отдельные отставания она итог процесса отставания. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют в конечном счете неуспеваемость. Задача состоит в том, чтобы не допустить переплетения отдельных отставании устранить их. Это и есть предупреждение неуспеваемости.

    В психолого- педагогической литературе хорошо изучены причины школьной неуспеваемости. К числу причин, приводящих к нарушению успеваемости детей в школах относятся:

    1) Недостатки биологического развития:

    а) истинная умственная отсталость;

    б) парциальные дефекты анализаторов (слуха, речи, моторики, дисграфия);

    нарушения умственной работоспособности (вследствие церебрастенических состояний); 

    в) соматическая ослабленность;

    г) особенности высшей нервной деятельности, отрицательно влияющие на учение.

    2) Недостатки психического развития личности:

    а) слабое развитие эмоциональной сферы личности;

    б) слабое развитие воли;

    в) отсутствие положительных познавательных интересов, мотивов, потребностей.

    3) Недостатки воспитанности личности:

    а) недостатки в развитии моральных качеств личности;

    б) недостатки в отношениях с учителями, сверстниками и пр.;

    в) недостатки воспитания в семье (разлад в семье или ее распад, грубость отношении, алкоголизм, антиобщественное поведение родителей, равнодушие родителей к  детям  и  к  их  образованию,  ошибки  в  воспитании).

    4) Недостатки образования личности – педагогическая запущенность (недостатки преподавания, непрочность  знаний,  пробелы в знаниях и специальных умениях; слабый  текущий  контроль; неаккуратное посещение уроков, невнимательность на  уроках,  нерегулярное выполнение домашних заданий).

            А. М.  Гельмонт соотнес причины неуспеваемости с ее категориями.

    Им выделены три  категории неуспеваемости:

    I категория - глубокого и общего отставания, 

    II   категория - частичной,  но относительно  устойчивой  неуспеваемости, 

    III категория - эпизодической неуспеваемости.

    Психолого-педагогические особенности школьной неуспеваемости

           Школьная неуспеваемость обычно бывает вызвана сочетанием
    различных факторов, например, недостаточностью речевого развития, слабой
    работоспособности и моторики у одного и того же ребенка. Все эти
    нарушения являются следствием легкой органической неполноценности
    головного мозга, минимальной мозговой дисфункции, разной степени
    выраженности биологической недостаточности центральной нервной
    системы. Они возникают у детей с недостаточностью мозгового
    кровообращения,        повышенным  внутричерепным  давлением (гипертензионно-гидроцефальным синдромом) в результате черепно-мозговых травм, тяжелых и длительно протекающих соматических заболеваний, инфекций с мозговыми последствиями (менингиты, энцефалиты, ревматизм). Основными проявлениями такого рода нарушений являются: головные боли, двигательная расторможенность ("гиперактивность"), утомляемость, недостаточная концентрация внимания, не выносливость к сенсорным раздражителям (громкому шуму, яркому свету), неспособность к длительному умственному напряжению, замедление темпа усвоения материала, слабое переключение с одного задания на другое, трудности запоминания.

    Наблюдения за такими детьми показали, как проявляются типичные последствия органического поражения на протяжении урока в поведении неуспевающих детей. Двигательно расторможенные   дети   всегда   находятся   в   состоянии   неупорядоченной активности - вертятся, постоянно поворачиваются к соседям, с грохотом роняют на пол учебники, карандаши, линейки, тетради. Могут импульсивно вскочить и броситься за ними в другой конец класса, с шумом пролезая между партами. Такие дети выкрикивают ответ учителю, в то время когда он спрашивает другого ученика, громким голосом пытаются подсказать то, чего сами не знают, разговаривают со своим товарищем, сидящим в другом конце класса. Медлительность, трудности включения приводят к тому, что такой школьник не сразу начинает работать на уроке, вытаскивает портфель только после многократного напоминания, но вместо учебника достает конфету, разворачивает, шуршит оберткой, делится ей с соседом, пропуская в это время объяснения педагога. Нарушение процесса запоминания, кратковременные выпадения отдельных слов (динамические амнезии, сосудистые склеротические изменения) проявляются в том, что ученик то помнит, то забывает правило, решение задачи, хотя иногда может выкрикнуть со своего места правильный ответ. Подобная неустойчивость результатов иногда приводит педагога к обманчивому впечатлению, что ребенок знает материал, но, уже подходя к доске, такой школьник все забывает и стоит с растерянным видом. Таким образом, учащиеся с легкими последствиями органического поражения головного мозга не пополняют запас учебных знаний, не усваивают новый материал, не тренируют собственную память, не могут длительное время целенаправленно заниматься одним и тем же делом. В итоге - у таких детей программный материал усваивается не в полном объеме, существенно нарушается процесс овладения учебными навыками, быстро нарастает стойкая школьная неуспеваемость.

    У таких детей на начальном этапе обучения отмечаются колебания настроения от капризности, неустойчивости, беспорядочной активности к вялости, заторможенности, сонливости, плаксивости. Одновременное сочетание этих противоположно направленных процессов (возбуждения и торможения) в клинике обозначается как церебральная астения или "раздражительная слабость". На школьных занятиях такие дети очень быстро, чаще всего неожиданно для окружающих, переходят от двигательной гиперактивности, громкого смеха, болтливости к слезам, оскорбительным выкрикам, недоброжелательным реакциям по отношению к другим. Не выносливость к длительной умственной нагрузке, быстрое утомление во время занятий приводят ближе к окончанию урока к нарастанию раздражительности, капризности, отказа от выполнения классных упражнений. Обратной стороной "раздражительной слабости" является нарушение произвольности, волевой регуляции поведения. Такой школьник

    не выполняет домашнюю работу не только из-за усталости, но и от нежелания прилагать усилия, преодолевать себя. В быту это чаще всего расценивается как "лень, безделье, нерадивость". Ребенок с повышенной двигательной активностью, ослаблением самоконтроля в школе постоянно толкается, бегает, вступает в конфликты с другими детьми, дергает девочек за волосы, плюется жеваной бумагой, импульсивно выкрикивает. В отличие от кратковременных эпизодов неправильного поведения здоровых школьников, у детей с органическим поражением головного мозга вышеперечисленные особенности сочетаются, выражаются ярко, массивно.

    Дети, стойко не усваивающие школьную программу, имеют отрицательные особенности черт характера и нарушения поведения. Как не печально, но зачастую микросоциум ребенка и значимые взрослые создают условия, способствующих формированию искажений в развитии личности детей.

    Первым и наиболее важным фактором становление отрицательных черт характера является нежелание учиться, отвращение неуспевающего ребенка к учебной работе. Стойкие трудности в усвоении материала, постоянное чувство неуспеха естественно приводят к тому, что такие дети избегают самого процесса приготовления уроков, рвут тетради, прячут учебники, плачут в ответ на школьные требования. Они начинают прогуливать занятия, дома лгать, обманывать, говорить, что "ничего не задано", а в школе - что "забыл книги дома" и т.д. В этих поступках начинает просматриваться эмоциональное искажение, зачатки отрицательных черт характера. Такие особенности поведения формируются очень быстро и уже через полгода такие дети очень заметны в массовой школе.

    Затем присоединяется следующий фактор - конфликтные отношения с учителями. На первый взгляд, кажется, что эти отношения носят негативный характер, даже складывается мнение о предвзятом отношении педагогов к неуспевающим детям. Учителя грубо к ним обращаются, кричат на них, делают замечания в оскорбительной форме, жалуются родителям, обсуждают друг с другом в открытой форме, при других школьниках. В тоже время, беседы и тщательное наблюдение позволяют понять, что такое поведение учителей вызвано беспомощностью, неумением работать с такими детьми, особым вниманием к ним, минимальными успехами в учебе. Здесь используются все доступные средства, в том числе повышенный тон, нотации и морализаторство, которыми педагоги пытаются привлечь внимание слабоуспевающих учеников, включить их в учебную работу, заставить заниматься.

    Стойкая конфликтная ситуация приводит к тому, что и неуспевающие дети через короткое время начинают дерзить в ответ, грубить учителю, демонстративно уходить с уроков, срывать учебный процесс. У неуспевающих школьников возникают и закрепляются разнообразные отрицательные черты характера - конфликтность, злобность, аффективная возбудимость.

    Аналогичные проблемы возникают у стойко неуспевающих детей по отношению к родителям. Поведение родителей является еще более сложным и противоречивым. Чаще всего родители неуспевающих учеников имеют претензии к школе, обвиняют учителей ("они плохо учат"), учебную программу, но при наблюдении в неформальной обстановке отчетливо видно, что эти же родители постоянно упрекают детей именно учебными проблемами. Уставших детей сажают сразу после школьных занятий учить домашние задания, сидят вместе с ними, нанимают репетиторов, часто применяют физические наказания, кричат - "бездари...лентяи" и т.д. Тем самым родители окончательно теряют доверие своих детей, постоянными конфликтами усугубляют домашнюю обстановку и их неуспевающие дети начинают уходить на "улицу". Становятся постоянными уходы из дома, возвращение домой поздно вечером, дети всячески врут, пытаясь выкрутиться из создавшейся ситуации. Отрицательные черты характера, нарушения поведения формируются во времени, с интервалом полгода после трудностей обучения, конфликтов с учителями и родителями.

    Естественно, что после конфликтов с учителями и родителями неуспевающие дети сами становятся агрессивными, драчливыми, неуправляемыми, злобными и по отношению к сверстникам. Заметно, что в первых классах более развитые и умные сверстники (видя как к неуспевающим относятся учителя и родители), также начинают демонстрировать при всяком удобном случае свою неприязнь. Это выражается более тонко, в виде издевок, обидных прозвищ, игнорирования

    слабоуспевающих учеников. Ответные реакции неуспевающих детей возникают несколько отстраненно во времени (через 6 месяцев - 1 год), но они очень обнажено и грубо проявляются. Неуспевающие школьники дерутся, нецензурно бранятся, воруют, пропускают школьные занятия. В старшем возрасте школьники по несколько месяцев не посещают школу, их перестает волновать неуспеваемость. Отвержение неуспевающего ребенка учителями, родителями, сверстниками приводит к стойкой социальной дезадаптации. В подростковом возрасте формируются асоциальные формы поведения - воровство, хулиганство, бродяжничество, алкоголизация. К 12-14 годам из-за мелких правонарушений подростки привлекают внимание милиции сначала эпизодическими, а затем постоянными и даже системными правонарушениями. Вот следствие всего пути развития неуспевающего школьника.

    Неуспевающие дети являются "группой риска". Они нуждаются в тщательном наблюдении, в психолого-педагогической помощи всех участников образовательного процесса.

    Признаки неуспеваемости учащихся

    1. Ученик не может сказать, в чем трудности задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено нового в результате ее решения. Ученик не может ответить на вопрос по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя.

    2. Ученик не задает вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятии текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения.

    3. Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы.

    4. Ученик не реагирует эмоционально (мимикой, жестами) на успех и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.

    5. Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученные результат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении действий в составе более сложной деятельности.

    6. Ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.

    В данном случае указаны не те признаки, по которым делаются выводы об ученике, а те, которые сигнализируют о том, на какого ученика и на какие его действия надо обратить внимание в ходе обучения, с тем, чтобы предупредить развивающуюся неуспеваемость.

    Основные способы обнаружения отставаний учащихся

    -  наблюдения за реакцией учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи;

    -  вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение;

    - обучающие самостоятельные работы в классе. При проведении самостоятельных работ учитель получает материал для суждения, как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Он наблюдает за работой учащихся, высушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.

    Основные принципы неуспеваемости учащихся

    1. Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия.

    2. Наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений, навыков.

    3. Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющих ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного учения.

    Возрастные показатели педагогической запущенности

    Младший школьный возраст

    Подростковый период

    Психологическая и нравственная неподготовленность ребенка к обучению в школе, в основе которой лежит

    несбалансированность развития

    индивидуально-психологических

    качеств личности, вызванная

    дефектами воспитания в семье и (или) недостатками обучения в детском саду.

     Нарушения в сфере отношений, в том числе к самому себе

    Нарушения в познавательной сфере (задержка и низкий уровень развития познавательных процессов, низкая познавательная культура, неразвитые познавательные потребности)

    Неуспешность, затруднение в обучении и других видах деятельности, пробелы в знаниях,неразвитость познавательных процессов, несформированность мотивов учения, предпочтение игры другим видам деятельности

    Патологическое развитие характера,

    выраженное в акцентуациях

    Перерождение педагогической

    запущенности в социально-педагогическую

    Отсутствие навыков общения, нарушения в сфере общения, связанные с низким уровнем представления об окружающем мире, неправильная самооценка, низкая адаптация к школе, несформированность нравственных представлений о правилах жизни коллектива, неправильная оценка своего положения в группе сверстников

    Формы педагогической запущенности

    Формы запущенности

    Причина

    Следствие

    Локус жалобы

    I

    Несформированность элементов

    и навыков учебной деятельности

    Индивидуальные особенности

    интеллектуального развития

    Плохая успеваемость,

    пассивность, пессимизм,

    тревожность, заниженная

    самооценка, пропуски

    уроков

    Плохая успеваемость по всем предметам,

    плохо с чтением, отставание по математике, плохая память, невнимательность, рассеянность, неуверенность, молчание на уроках, «двойки» за письменные работы, по устным предметам - лучше, боязнь отвечать, длительность подготовки уроков

    II

    Несформированность мотивации учения, направленность на

    другие, нешкольные

    ( не оответствующие возрасту) виды деятельности

    Инфантилизм воспитания,

    гиперопека, неблагоприятные

    факторы, разрушившие

    положительную мотивацию

    (школьные межличностные

    отношения, неадекватная

    оценка учебной деятельности)

    Плохие успеваемость и

    поведение на фоне

    достаточно высокого

    уровня познавательных

    способностей

    Медлительность, неорганизованность,

    утомляемость, инертность,

    некоммуникабельность, эгоистичность,

    драчливость, упрямство, жестокость или

    страх, лживость

    III

    Неспособность произвольной

    регуляции поведения, внимания, учебной деятельности

    Особенности семейного воспитания (потворствующая

    или доминирующая

    гиперопека), тот же тип воспитания в школе

    Неорганизованность

    невнимательность,

    зависимость от

    взрослого, ведомость, нарушения общения, слабая успеваемость

    Необщительность, замкнутость, отсутствие

    друзей, неумение дружить со сверстниками,

    плохие отношения с учителями, тяга к

    «плохим» детям

     Методы стимулирования учащихся в целях предупреждения

    отставания и неуспеваемости

    1-ая группа. Посредством содержания (содержательные).

    1. Особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения:

    а) эмоционально-образный (эмоциональный, наглядно-образный, увлеченный);

    б) аналитический (разъяснительный критически, логический, проблемный);

    в) деловой;

    г) необычный.

    2. Использование, показ, подчеркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания:

    а) важность отдельных частей;

    б) трудность, сложность (простота, доступность);

    в) новизна, познавательность материала;

    г) историзм, современные достижения науки;

    д) интересные факты, противоречия, парадоксы.

    3. Задание с интересным содержанием, занимательными вопросами.

    4. Показ значимости знаний, умений:

    а) общественной;

    б) личностной.

    5. Межпредметные связи.

    2-ая группа. Посредством организации деятельности (организационные).

    1. Целевая установка на работу, ее краткая характеристика, постановка задач.

    2. Предъявление требований к учащимся. По содержанию: к дисциплине, работе; по форме: развернутые, свернутые, алгоритмы, свернутые (указания, замечания, мимика); единые и индивидуально-групповые, общие и детальные, прямые и косвенные.

    3. Характер деятельности (копирующий, репродуктивный, творческий).

    4. Сознание ситуаций различного характера: интеллектуального (проблемная, поисковая, ссора, дискуссии, противоречия); игрового (познавательной игры, соревнования), эмоционального (успеха, увлеченности темой).

    5. Анализ ошибок и оказание необходимой помощи.

    6. Контроль над деятельностью учащегося (тщательный, беглый), взаимо- и самоконтроль, оценка.

    7. Четкое использование ТСО, наглядности, дидактических материалов, красочных пособий.

    3-я группа. Посредством воспитательных взаимодействий в плане общения,  отношения, внимания (социально-психологические)

    1. Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся.

    2. Проявление  личного отношения учителя, к ученику, классу, высказывание собственного мнения.

    3. Проявление учителем собственных качеств, данных личности (в плане общения, эрудиции, отношение к предмету, деловых качеств и т.д.) и побуждение учащихся к подобным направлениям.

    4. Организация дружеский взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь).

    Оптимальная система мер по оказанию помощи

     неуспевающему школьнику

    1. Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устроению типичных ошибок и пр.).

    2. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.

    3. Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.).

    4. Контроль над учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.).

    5. Различные формы взаимопомощи.

    6. Дополнительные занятия с учеником учителя-предметника.

    Меры предупреждения неуспеваемости ученика

    1. Всестороннее повышение эффективности каждого урока.

    2. Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.

    3. Индивидуальный подход к учащемуся.

    4. Специальная система домашних заданий.

    5. Усиление работы с родителями.

    6. Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение.

    Памятка

     классному руководителю  по работе с неуспевающими учащимися

    1.   Ф.И.О. ученика.

    2.   Класс.

    3.   По каким предметам не успевает.

    4.   Поведение ученика.

    5.   Причины, которые привели к плохой успеваемости.

    6. Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополнительные занятия) используют в работе с учеником.

    7.   Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика.

    1. 8.      Сколько времени длится эта работа.
    2. 9.      Какие изменения наблюдаются, есть ли результаты работы.
     

     

    ДОКУМЕНТЫ / МАТЕРИАЛЫ

    График проведения дополнительных занятий со слабоуспевающими обучающимися 1-9 классов в период каникул на 2022-2023 уч.г Просмотреть
    График проведения дополнительных занятий со слабоуспевающими обучающимися 1-9 классов в период каникул на 2021-2022 уч.г Просмотреть
    Положение о работе педагогического коллектива со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися и их родителями Просмотреть
    ПРИКАЗ от 31.08.2021 г. № 43/1 Об организации работы со слабоуспевающими обучающимися Просмотреть
    ПРИКАЗ от 31.08.2022 г. № 54 Об организации работы со слабоуспевающими обучающимися Просмотреть
    ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С РИСКАМИ УЧЕБНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ. Просмотреть

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie